РУССКОЕ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО
Поиски национальной идеи и проблема национальной самобытности в начале XIX века привели к формированию “Русского стиля” в декоративно-прикладном искусстве. Победа над Наполеоном способствовала подъему патриотизма и национального самосознания. Возрос интерес к историческому прошлому России, к русскому искусству допетровской поры. Появилось внимание к народному творчеству, к жизни и быту русской деревни. Русская стилистика начала распространяться, в первую очередь, с архитектуры, а позже проникла и в другие виды искусства. Мебель: серия кресел «Дуга, топор и рукавицы», выполненная по рисункам петербургского мастера В. П. Шутова, изделия Абрамцевской и Талашкинской мастерских. Изделия из фарфора, керамики и стекла: Императорский фарфоровый завод, Императорский стеклянный завод, завод братьев Корниловых, заводы М.С. Кузнецова – все они выпускали разнообразные предметы в “Русском стиле”. Ювелирное искусство: изделия фабрик И.Сазикова, П. Овчинникова, И. Хлебникова невозможно спутать с продукцией европейских мастеров.
Интерес ко «всему русскому», возникший в обществе, активно поддерживался официальной властью. Например, император Николай I издал указ о строительстве в окрестностях Петергофа образцовых русских деревень с традиционными русскими избами и крестьянами, одетыми в «русскую одежду», а Николай II устраивал грандиозные костюмированные балы в русском стиле.
|